При участии Совета Федерации Федерального Собрания РФ состоялся круглый стол на тему "Правовая защита врача в современных реалиях"
17 декабря 2020 года при участии Совета Федерации Федерального Собрания РФ состоялся Круглый стол "Правовая защита врача в современных реалиях".
В приветственном слове член комитета Совета Федерации по социальной политике В.И. Круглый указал на высокую значимость проблемы защиты прав граждан в РФ.
С докладом на тему «Новые методы защиты прав пациентов и принципы экспертной деятельности СМО в условиях состоявшегося законодательного прессинга: врач предупрежден, значит, вооружен?!» выступил советник Генерального директора ООО «Капитал Медицинское Страхование», президент НП «Национальное Агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе», доктор медицинских наук, профессор Алексей Старченко.
В своем докладе советник Генерального директора СМО «Капитал МС», что, исходя из проектов нормативных документов в сфере здравоохранения, рассматриваемых в настоящее время, возможен серьезный урон существующему балансу прав и законных интересов пациентов и врачей со смещением баланса в пользу работодателей врачей - МО последующей атакой на самих врачей.
Современный баланс прав и интересов пациентов и врачей нуждается в укреплении и доведении до справедливого.
В существующем Балансе прав Слабая сторона-пациент; Сильная сторона – работодатель врача – Медорганизация.
«Сила» Медорганизации, как стороны баланса проявляется
- организационно – учредитель государство или богатая организация и влиятельный учредитель, получившие государственное признание в виде лицензии против паспорта больного гражданина;
- финансово: средства учредителя, бюджета, ОМС, платных услуг против зарплаты пациента;
- юридически: наличие в штате юриста, юристконсульта или договора с юридической фирмой за счет бюджета организации;
- медицински: кадры с медобразованием;
- коллегиально – совместная учеба, работа, заседания и членство в профассоциации и т.д. - соблазн круговой поруки медработников.
Введение новых, якобы «равных» прав граждан и Медорганизации смещает баланс в сторону сильной стороны - Медорганизации!
Пример: проект «Положения о независимой медэкспертизе» (НМЭ), поручаемой НацМедПалате с уставными целями защиты прав врачей и Медорганизации …
Проект вроде бы дает равное право гражданину и Медорганизации на обращение за НМЭ.
Но при этом рассматривает все до этого существующие экспертизы (СМЭ, ЭКМП, МСЕ, ВВЭ) в качестве повода для последующей НМЭ: «4. Независимая медицинская экспертиза может быть проведена в отношении: материалов проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях».
При этом Медорганизация апеллирует к НМП, как уставному защитнику интересов Медорганизации через реализацию механизма зашиты этих прав – НМЭ!
Механизм защиты прав Медорганизации проектом выглядит следующим образом:
1. Пациент обращается в суд с доказательствами своего мнения о ненадлежащем качестве медпомощи и причиненном им вреде жизни и здоровью – Заключением СМЭ или Актом ЭКМП.
2. Медорганизация, утверждая, что статья 58 Закона РФ № 323-ФЗ и «Положение о НМЭ» установили над этими видами экспертиз более значимый вид – НМЭ, требует назначения НМЭ в НацМедПалату!
3. Если НацМедПалата будет выносить большинство решений НМЭ не в пользу Медорганизаций, то Медорганизации зададутся вопросом: «Зачем нам НацМедПалата, не выполняющая своих уставных требований защиты Медорганизаций?»
4. Если НацМедПалата будет выносить большинство решений НМЭ в пользу Медорганизаций, то пациенты разуверятся в гражданском способе защиты своих прав в гражданском суде и станут обращаться в СК РФ.
Юридические фирмы и эксперты СМО обязаны разъяснять пациентам их права на судебную защиту с максимальной эффективностью, какой теперь станет обращение в СК РФ.
В результате реализации проекта «Положения о НМЭ» - рост уголовных дел в отношении врачей гарантирован.
Сначала Баланс интересов пациентов и врачей сместится сторону работодателя врача – Медорганизаций: выигрыши Медорганизации в гражданском суде споров по иску пациентов в результате НМЭ.
Затем Баланс начет смещаться в сторону прав пациентов через механизм уголовного преследования врачей, базирующийся на результатах ЭКМП СМО.
ОБЩЕСТВОМ не была понята роль СМО в качестве буфера между властью и гражданами-пациентами-налогоплательщиками-избирателями!
Ежегодно СМО, проводя около 5-6 млн экспертиз качества медпомощи страховых случаев оказания медпомощи, выявляют дефекты невыполнения требований порядков оказания медпомощи и клинических рекомендаций в 25 % из них и возвращают государству порядка 12 млрд. рублей. Пациенты не уведомлялись СМО о наличии дефектов в оказанной им медпомощи, по которым государство вернуло около 12 млрд. рублей, т.е. пациенты не были уведомлены о своем праве на получение возмещения морального и материального вреда потенциально на сумму 12 млрд. рублей, т.е. равную возмещению государству.
Буфер между властью и гражданами в лице СМО эффективно работал!
12 декабря 2020 года Президент утвердил перечень поручений по вопросам совершенствования системы ОМС № Пр-2072, п.1 а):
1. Правительству Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2020 г. №430-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании» (далее – Федеральный закон) обеспечить:
в) с участием Банка России и некоммерческой организации «Всероссийский союз страховщиков» представление предложений о необходимости уточнения полномочий страховых медицинских организаций с учётом принятия Федерального закона.
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящего перечня поручений совместно с рабочей группой Государственного совета Российской Федерации по направлению «Здравоохранение», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с привлечением страховых и пациентских организаций обеспечить мониторинг реализации Федерального закона, обратив особое внимание на:
а) обеспечение реализации прав застрахованных лиц в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
В 2021 году СМО будет реализовывать указанные поручения Президента , в части п. «в) уточнение полномочий СМО с учётом принятия ФЗ» и в части п. «а) обеспечение реализации прав застрахованных лиц в рамках базовой программы ОМС».
Инновационным подходом в решении задачи охраны и защиты законных прав и интересов застрахованных лиц является внедрение в практику СМО риск-ориентированной модели информирования застрахованных лиц об их праве на защиту и восстановление их нарушенных прав при оказании медицинской помощи и о конституционном праве на справедливое досудебное и судебное возмещение вреда здоровью, жизни и денежному и иному имуществу.
Базой является постановление Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) ...".
На основе такого принципиального нового риск-ориентированного похода к контролю в сфере здравоохранения юристами и врачами-экспертами СМО будут реализовываться требования п. 9 Правил, утв. Пост. Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806, в части анализа информации о результатах проведенных проверок медорганизаций и назначенных наказаниях за нарушение обязательных требований:
1) юристами и врачами-экспертами СМО на основе реализации требований п. 9 и 19 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. N 1152, анализируются результаты экспертных мероприятий в медорганизациях, отнесенных Положением к высокому риску нарушения прав и причинения вреда жизни и здоровью застрахованных лиц и информирование об этом последних;
2) направление из СМО в медорганизацию, допустившую нарушение законного права и интереса пациента, предписания о необходимости восстановления нарушенного права, например, при превышении срока ожидания консультации онколога или выполнения гистологического исследования, КТ, ПЭТ КТ или МРТ, предусмотренных программой ОМС; о способах скорейшего восстановления нарушенного права с целью снижения риска негативных последствий или их минимизации;
3) направление в адрес застрахованного лица информации о факте выявления его нарушенного права при оказании медпомощи, предложении о его восстановлении через суд возмещением понесенного морального и материального вреда;
4) анализ результатов мер реагирования медорганизаций на требование о восстановлении нарушенных прав с формулированием предложений в Администрацию президента РФ (электоральные риски), в МЗ РФ, ФОМС и ТФОМС о принятии необходимых управленческих решений.
Принятие нового законодательства в сфере ОМС, касающейся федеральных медорганизаций (ФМО) во исполнение выше указанных поручений Президента РФ не останутся заповедником от защиты прав пациентов.
СМО должны, исполняя поручения Президента РФ, начать агрессивную информационную кампанию по информированию граждан о возможных нарушениях из прав в ФМО!
К сожалению проект НПА МЗ РФ «Об утверждении Порядка направления застрахованного лица в медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, для оказания медицинской помощи в соответствии с пунктом 11 статьи 5 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» уже содержит материальные риски для пациента. Этим проектом на граждан фактические незаконно возлагается обязанность оплаты медпомощи, оказываемой ФМО в амбулаторных условиях. Пункт первый и далее проекта Порядка содержит упоминание о направлении граждан для оказания специализированной помощи, позабыв о словосочетании «для первичной специализированной», чтобы пациенты не были обязаны оплачивать консультации и лабораторно-инструментальное обследование в ФМО в амбулаторных условиях.
Следовательно, СМО обязаны будут информировать пациентов о праве на возмещение материального вреда незаконным оказанием платных услуг в ФМО в рамках первичной специализированной помощи, не смотря на включение такой помощи в базовую программу ОМС. И самостоятельно во исполнение поручений Президента РФ информировать его об объемах этих нарушений.
Далее СМО предполагает всплеск нарушений прав пациентов на своевременную выписку из ФМО. Закон РФ предоставил ФМО соблазн крутить койкой так быстро, как только это возможно, даже в ущерб пациенту.
Пример: НМИЦ ССХ им. Бакулева, кардиолога которого осудили к реальному сроку в колонии-поселении за преждевременную выписку несовершеннолетней из стационара после протезирования аортального клапана, который в силу медиастинита оторвался на 3 день после выписки, что привело к профузному кровотечению из аорто-сердечного стыка и смерти. Эксперт НМП настаивал на невиновности кардиолога, не являющегося должностным лицом, следовательно, не имеющим полномочий зам гл. врача и зав. отделением на выписку, не причинившего во время операции тяжкого вреда здоровью в результате инфицирования – гнойного медиастинита, не являющегося лечащим врачом-кардиохирургом по поводу кардиохирургического заболевания клапана аорты и медиастинита, чтобы диагностировать и лечить последний до выписки….
Суд назначил кардиологу и возмещение морального вреда бабушке в размере 1 млн руб.
С введением нового законодательства СМО прогнозируют массовые нарушения прав пациентов в ФМО преждевременной выпиской недолеченных пациентов с перебрасыванием их в территориальные МО, экономя финансовые средства ФМО и возлагая финансовые потери на территориальные МО.
Эксперты СМО могут установить этот дефект при ЭКМП в территориальных МО и проинформируют пациентов о нарушении их прав преждевременной выпиской недолеченного пациента в продолжающемся болезненном состоянии, а также и об его праве на подачу иска о возмещении морального вреда преждевременной выпиской к ФМО по месту своего жительства по Закону РФ «О защите прав потребителей».