БЕСПЛАТНАЯ МЕДПОМОЩЬ, О КОТОРОЙ ВЫ НЕ ЗНАЛИ: ЭКСПЕРТЫ РАССКАЗАЛИ О ГЛАВНЫХ ПРАВИЛАХ, КАК КАЧЕСТВЕННО ЛЕЧИТЬСЯ ПО ПОЛИСУ ОМС – Новости компании Капитал МС 28 июня 2019

Получить помощь

Оставить благодар ность

Закрыть

28 июня 2019

БЕСПЛАТНАЯ МЕДПОМОЩЬ, О КОТОРОЙ ВЫ НЕ ЗНАЛИ: ЭКСПЕРТЫ РАССКАЗАЛИ О ГЛАВНЫХ ПРАВИЛАХ, КАК КАЧЕСТВЕННО ЛЕЧИТЬСЯ ПО ПОЛИСУ ОМС

«Комсомолка» провела конференцию, где ведущие специалисты разложили по полочкам все последние нововведения для пациентов, врачей и пояснили, как воспользоваться своими правами на практике.



Недавно в нашей стране вступил в силу новый порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации отдельных групп взрослого населения. Также появились новые правила обязательного медицинского страхования. Какие новые права и возможности теперь есть у пациентов и как грамотно пользоваться ими на практике? Чтобы выяснить это, «КП» собрала ведущих экспертов по качеству и доступности медицинской помощи на II Всероссийскую конференцию «ОМС: права и новые возможности российских пациентов».


ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ: ТЕПЕРЬ ЕЖЕГОДНО И МОЖНО ПО СУББОТАМ


- Этот год можно назвать историческим в сфере профилактики, - считает главный внештатный специалист по медицинской профилактике Минздрава России Любовь Дроздова. - Стартовал национальный проект «Здравоохранение», который предусматривает, что все наши граждане должны быть охвачены профилактическими медицинскими осмотрами. И проведена масштабная работа, чтобы сделать профосмотры и диспансеризацию максимально эффективными, с учетом всех современных медицинских знаний и достижений.


Любовь Дроздова, главный внештатный специалист по медицинской профилактике Минздрава РФ

Фото: ВИКТОР ГУСЕЙНОВ


Главных нововведений, о которых важно знать всем россиянам, пять.


1. Любой гражданин вправе проходить раз в год профилактический медицинский осмотр. «Это сердцевина, основа профилактики», - поясняет Дроздова. Профосмотр включает измерение основных показателей, которые говорят о состоянии здоровья и риске наиболее распространенных хронических заболеваний: определение уровня общего холестерина, глюкозы в крови, измерение давления и др. Кроме того, проводится онкоосмотр - для выявления признаков, которые могут сигнализировать об онкологических заболеваниях (осматривается кожа, слизистая губ и ротовой полости, проводится пальпация щитовидной железы и лимфатических узлов и прочее).


2. Диспансеризация теперь проводится раз в три года для граждан 18 - 39 лет и ежегодно для россиян в возрасте 40+.

Основное отличие диспансеризации от профосмотров в том, что к исследованиям основных показателей здоровья добавляются онкоскрининги.


3. Исследования на онкозаболевания (онкоскрининги) существенно расширены и персонифицированы по полу и возрасту.

- Скрининги проводятся в тех группах, где они подтверждают наибольшую эффективность. Скажем, в 18 лет набор исследований будет одним, а в 48 лет - принципиально другим. Самая насыщенная программа - для женщин 45 - 50 лет, когда наиболее велики шансы выявить распространенные онкологические заболевания на ранних стадиях. Тут будут скрининги и на рак шейки матки, и молочной железы, и на колоректальный рак. Также в 45 лет предусматривается гастродуоденоскопия для всех граждан. Для мужчин в пяти возрастах (в 45, 50, 55, 60 лет и в 64 года) проводится анализ на простатспецифический антиген для выявления риска рака предстательной железы.


4. Серьезная роль в обеспечении проведения диспансеризации и профосмотров отводится страховым представителям. Это специалисты страховых медицинских организаций, выдающих нам полисы ОМС.

- По новым правилам ОМС страховщики осуществляют полное сопровождение своих застрахованных (то есть пациентов, имеющих полисы ОМС. - Ред.) при получении профилактической и лечебной медицинской помощи, - рассказывает вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Дмитрий Кузнецов. - По нашим данным за последние полтора года более 50 млн граждан было проинформировано о необходимости диспансеризации. И по итогам диспансеризации только в 2018 году более 9 млн граждан были поставлены на диспансерное наблюдение.

Если у вас возникают какие бы то ни было сложности и проблемы при диспансеризации и профилактических осмотрах, вопросы о видах обследований, которые полагаются при профосмотрах и онкоскринингах в том или ином возрасте - сразу же обращайтесь к своему страховому представителю, советуют эксперты (подробнее о работе таких специалистов см. далее).


5. Для удобства граждан региональным властям предписывается организовать проведение диспансеризации так, чтобы люди могли посещать врачей в том числе в вечерние часы и по субботам.

- Это была принципиальная позиция, которую озвучил президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Все профилактические меры должны быть удобны, - подчеркивает Любовь Дроздова. - Самая высокая эффективность выявления заболеваний, в том числе онкологических, у трудоспособных, работающих граждан. И именно им сложнее всего попасть на диспансеризацию в рабочие часы. Поэтому ее проведение в вечерние часы и в субботу внесено в государственные гарантии и в порядок проведения диспансеризации. По последним данным, озвученным на селекторном совещании у заместителя председателя правительства Татьяны Голиковой, уже порядка 70 регионов России подтвердили свою готовность работать в субботу.

Дмитрий Кузнецов, вице-президент Всероссийского союза страховщиков.

Фото: ВИКТОР ГУСЕЙНОВ


СТРАХОВЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ: ГДЕ ИХ НАЙТИ И ЧЕМ ОНИ ПОМОГУТ

- Страховые представители выполняют три основные задачи по оказанию помощи пациентам, - поясняет Дмитрий Кузнецов. - Во-первых, консультируют по вопросам бесплатного предоставления медицинской помощи в рамках ОМС. Во-вторых, помогают восстановить нарушенные права на получение доступной и качественной медпомощи. В-третьих, занимаются информационным сопровождением при оказании медпомощи больным с хроническими заболеваниями, в первую очередь - онкологическими.


Все страховые медицинские компании открыли круглосуточные колл-центры и горячие линии, куда можно обратиться с вопросами и сообщениями о проблемах в любую минуту. Сами страховые представители контактируют с пациентами в нескольких формах.


- Уведомления путем смс, телефонных звонков, почтовых отправлений. Обычно так информируют о диспансеризации, а с этого года также сообщают о необходимости визитов к врачам, на процедуры в случае постановки на диспансерный учет и т.д. «Одно отправление Почтой России стоит 12 руб., а одна смс около 2 руб., - рассказал Дмитрий Кузнецов. – Если каждому застрахованному отправить одно письмо и два смс, операторам связи придется заплатить около 2 млрд руб. Это очень большие деньги, но информирование не ограничивается подобной рассылкой. Поэтому мы выступаем за внедрение социальных тарифов на такие услуги связи для системы ОМС».


- Посты страховых представителей и «точки контакта» в медицинских организациях. Обновленное законодательство установило обязательства медицинских организаций содействовать страховщикам в организации постов страховых представителей, поясняют эксперты. То есть выделять помещения и средства связи. Чтобы можно было нажатием кнопки связаться со своей страховой медицинской организацией и задать вопрос. Ведь отсроченный звонок, спустя время, как правило, менее результативен, чем сообщение «по горячим следам».


ЦИФРЫ И ФАКТЫ

- 14 тысяч постов страховых представителей в медицинских организациях и более 1,6 тыс. точек контакта – аппаратов для прямой связи со страховыми представителями было создано в регионах России в 2018 году по данным Всероссийского союза страховщиков.


- Еще около 8 тыс. постов и более 800 точек контакта появилось за первую половину 2019 г. Теперь пациенты могут обратиться к страховой компании непосредственно в поликлинике.


- По количеству постов страховых представителей в медицинских организациях лидирует Ленинградская область (более 3,9 тыс. постов). Далее следуют Московская область (1,9 тыс.), Ростовская область (1,3 тыс.), Санкт-Петербург (934 поста) и Амурская область (786 постов).


- Топ-пятерка регионов-лидеров по созданным «точкам контакта» выглядит так: Саратовская область (342 точки), Санкт-Петербург (156), Красноярский край (119), Республика Башкортостан (116) и Курганская область (87).


- 574 тыс. обращений граждан к страховым представителям зафиксировано в 2016 г. в 2017 г. уже 2,3 млн, а в 2018 г. – 3,7 млн. За первое полугодие 2019 г. - 1,9 млн обращений.


- Страховые представители 3-го уровня (наиболее квалифицированные специалисты, оказывающие помощь в самых сложных ситуациях, организующие экспертизы и т.д.) за первый год своей работы в 2018 г. обработали более 59 тысяч обращений граждан. В начале 2019 г. - более 15 тысяч обращений.


ЖАЛОБ - МЕНЬШЕ, КОНСУЛЬТАЦИЙ - БОЛЬШЕ

Сейчас роль страховых компаний заключается не только в том, чтобы проинформировать пациента, скажем, о диспансеризации, отметили эксперты. «Должно быть четкое взаимодействие с указанием медицинской организации, графика ее работы. Приглашение, напоминание, контроль, - говорит заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Светлана Кравчук. - Если пациент не пришел на прием, процедуру, страховая компания активно напоминает еще раз о том, что необходимо прийти».

Светлана Кравчук, заместитель Председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Фото: ВИКТОР ГУСЕЙНОВ



Кстати, показательный момент: как только начали работать страховые представители, резко сократилось количество жалоб пациентов и выросло количество консультаций, сообщила Кравчук. «Люди стали своевременно получать информацию о своих правах, и нарушения прав исчезают. Стали преобладать ситуации, когда страховая компания может вмешаться и помочь».


Кроме того, благодаря постоянному расширению географии присутствия постов страховых представителей, быстрые консультации и помощь пациентам становятся все более доступны в большинстве регионов страны.


БОРЬБА ПРОТИВ РАКА - НА ОСОБОМ СЧЕТУ

- Мы провели исследования и выяснили: 30% пациентов, у которых рак выявлен на 3 - 4 стадии, вплоть до этой стадии ни разу не обратились за медицинской помощью, - рассказывает председатель Рабочей группы по организации ОМС Всероссийского союза страховщиков Алексей Березников. - Люди приходят тогда, когда онкологи уже помочь не могут. С другой стороны, есть данные, что примерно половина больных с поздним выявлением побывали у врачей. И те не заподозрили рак, хотя должны были.


Поэтому важна комплексная работа, и с пациентами, и с врачами, подчеркивает эксперт. «Да, мы делаем систему лучше, но наш пациент должен понимать, как пользоваться своими правами, гарантиями. Осознавать ответственность за свое здоровье. И мы максимально оказываем помощь и поддержку. В числе важных функций страховых представителей - информационное сопровождение онкобольных и людей с подозрением на эти заболевания. Мы практически водим за руку пациентов онкологических больниц и тех, кто только впервые обратился за онкопомощью», - говорит Березников.

Алексей Березников, председатель Рабочей группы по организации ОМС Всероссийского союза страховщиков.

Фото: ВИКТОР ГУСЕЙНОВ


- Есть еще один важный момент, - добавляет член рабочей группы по развитию ОМС ВСС Алексей Старченко. - Пациент, которому только что поставлен онкологический диагноз, находится в состоянии сильнейшего психологического стресса. Ему срочно нужна и правовая, и онкопсихологическая поддержка. Кто-то должен помочь человеку морально и в то же время раскрутить маховик дальнейших обследований и лечения. Мы как страховщики обратились в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с предложением, чтобы страховые представители 3-го уровня могли пройти онкопсихологическую подготовку и стать такими помощниками для пациентов.


Алексей Старченко, член рабочей группы по развитию ОМС Всероссийского союза страховщиков.


Последние публикации в новостях

Интерактивный сервис
Выберите мессенджер и
напишите "омс"
Сервис работает бесплатно