РЕКОРДНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ И РАБОТА СТРАХОВЫХ СНИЗЯТ ЧИСЛО НАРУШЕНИЙ В ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
В этом году на оплату онкологической помощи в Свердловской области выделена колоссальная сумма – свыше шести миллиардов рублей, что вдвое превышает финансы предыдущего года. Эти деньги пойдут на разную помощь онкобольным в регионе, и улучшения в этой сфере есть. Но недавно проведённая экспертиза помощи онкобольным в нашей области показала, что проблемы ещё остаются.
Слабые места
С каждым годом количество случаев злокачественных новообразований растёт вместе со смертностью от них, поэтому Министерство здравоохранения России взяло этот вопрос под контроль. Например, установило в прошлом году строгие сроки оказания медицинской помощи онкологическим больным. Так, теперь в течение пяти рабочих дней с момента постановки диагноза или подозрения на злокачественное новообразование врач обязан организовать приём пациента у онколога. Тот ,в свою очередь, должен за один рабочий день взять биопсию у больного и дать экспертное заключение не позднее чем через 15 рабочих дней, как придёт результат исследования. В случае подтверждения диагноза человека должны в течение десяти дней госпитализировать в профильную медорганизацию. Но эти сроки по-прежнему нарушаются. При этом уровень онкозаболеваемости и смертности от неё в Свердловской области остаётся выше среднего по стране.
– С начала этого года мы выявили 203 случая нарушения сроков начала лечения онкологии в больницах нашего региона. 878 случаев – с нарушением сроков проведения биопсии, – рассказывает заместитель по экспертной работе Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области Дмитрий Третьяков. – Многие же не в курсе, в какие сроки их должны осмотреть и обследовать, поэтому очень важно доносить до людей эту информацию и не запускать болезнь.
Но не менее часто встречается и нарушение в соблюдении схемы лечения и введения препаратов при химиотерапии. По словам председателя совета Свердловского отделения межрегиональной общественной организации «Движение против рака» Юлии Аристовой, онкобольные в нашей области нередко начинают проходить химиотерапию дорогим препаратом, но преждевременно завершают её из-за отсутствия лекарства. А кому-то и вовсе вводят неправильные дозы по неверным схемам.
– Неправильный расчёт дозы препарата при химиотерапии – грубое нарушение схемы лечения, из-за которого заболевание вновь начинает прогрессировать, – говорит президент Национального агентства безопасности пациентов, член общественного совета при Росздравнадзоре, врач-эксперт качества медпомощи Алексей Старченко. – Доказано, что при дозе препарата менее 85 процентов эффективность химиотерапии снижается до 21 процента. А если доза снижена почти наполовину и более, то такую химиотерапию вообще лучше не проводить. Если же мы удлиняем срок между циклами химиотерапии, то лекарство вымывается из крови, и опухоль начинает быстро расти.
При этом эксперты и сами онкобольные отмечают, что прогресс налицо: казавшиеся недоступными несколько лет назад препараты сейчас есть. Но отсутствие онконастороженности у пациентов и врачей вместе с малым информированием больных приводят к тому, что злокачественное новообразование нередко обнаруживают на поздней стадии. А несистемное лечение и ведение истории болезни только усугубляют картину. Сегодня серьёзных нарушений в документации, как отмечает Алексей Старченко, стало на треть меньше, чем пару лет назад. В Свердловской области, по оценке эксперта, проверявшего качество помощи онкобольным в нашем регионе, с такими нарушениями перестали сталкиваться в принципе, но до идеала ещё далеко.
Под контролем страховой
Проверять качество, доступность и своевременность оказания помощи онкобольным по новым правилам обязательного медицинского страхования (ОМС), вступившим в силу этой весной, призваны страховые медицинские организации. Они же следят за тем, чтобы человек своевременно проходил диспансеризацию, обследования которой во многом помогают выявлять онкологию на ранней стадии.
– Онкоскрининг в рамках диспансеризации является быстрым и эффективным способом диагностики злокачественных новообразований. И радует, что наши застрахованные стали понимать это, – комментирует директор екатеринбургского филиала страховой компании «СОГАЗ-мед» Дмитрий Мантусов. – Но мы не только информируем о диспансеризации, но и отслеживаем каждый её этап. При обнаружении нарушений обследования, его сроков мы сразу выясняем причины этого и при необходимости переводим пациента в другое медучреждение.
Но в будущем функции страховщиков в работе с онкологическими больными могут и расшириться. Например, профессиональной «онкопсихологической подготовкой».
– Любой онкобольной в первое время испытывает негативизм к поставленному диагнозу, не верит в это. И страховой представитель может одним из первых оказать поддержку, грамотно проконсультировать, – считает Алексей Старченко. – Права онкопациентов сегодня нарушаются наиболее часто, и страховой представитель – та фигура, которая должна восстанавливать нарушенные права в режиме реального времени.
Источник: Облгазета (https://www.oblgazeta.ru/society/health-care/43216/