Участие Капитал МС в XXVII Российском онкологическом конгрессе
14-15 ноября 2023 года в Москве состоялся XXVII Российский онкологический конгресс. В рамках которого советником генерального директора профессором Алексеем Старченко были представлены тезисы на тему «Принципы риск-ориентированной модели защиты прав онкопациентов в системе ОМС». В настоящее время риск-ориентированный принцип экспертной деятельности в системе ОМС базируется на постановлении Правительства РФ от 29.06.2021 г. № 1048 «Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности», которым оказание специализированной онкопомощи отнесено к максимальному показателю риска нарушения прав пациентов. Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 51897-2021 (ISO Guide 73:2009) «Менеджмент риска. Термины и определения», утв. приказом Росстандарта от 11.11.2021 г. № 1489-ст определено: «2.1. Риск - влияние неопределенности на достижение поставленных целей» в онкологии – это риск не достижения планируемой степени результата, отклонение от ожидаемого результата, создающее угрозу жизни и здоровью пациента и нарушения его прав. Экспертиза качества онкопомощи, оказанной онкопациентам в 39 субъектах РФ в 2021-2023 гг.; особенности группы: стигматизация, монополизм онкопомощи, сложность получения второго мнения, жесткость фактора времени, соблазн платностью медуслуг. В результате экспертной деятельности установлен высокий риск нарушения прав онкопациентов, установленных ст. 16 Закона РФ № 326-ФЗ: на бесплатное оказание онкопомощи; получение достоверной информации о медицинском вмешательстве и его вариантах (схемах химиотерапии) и качестве оказанной медпомощи; возмещение медорганизацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи; выбор вариантов медицинского вмешательства в соответствие со своими предпочтениями в соответствие с ч.1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». Риск-ориентированная модель защиты прав застрахованных лиц в системе ОМС представляет собой целенаправленную деятельность: 1) по установлению наличия и степени риска возможного нарушения прав пациента на надлежащее качество и своевременность оказания медицинской помощи, что связано с причинением вреда жизни и здоровью и/или не достижением запланированного результата как медпомощи в целом, так и отдельных медицинских вмешательств и их технологических комплексов и последовательностей; 2) по управлению выявленными рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям застрахованного лица путем своевременного его информирования о правах, а также планового и внепланового экспертного контроля за дефектами медпомощи в системе ОМС, направленного на профилактику нарушений и на снижение рисков их нарушений. Своевременное выявление рисков нарушения прав пациентов, управление этими рисками и минимизация их отрицательного эффекта на исход заболевания – сущность риск-ориентированного подхода к защите прав онкопациентов на основе профессиональной экспертизы качества онкопомощи: - информирование онкопациентов об их правах и возможных их нарушениях; - информирование онкологов об информировании онкопациентов о дефектах и санкциях за нарушение их прав; - мониторинг соблюдения прав онкопациентов; - информирование онкопациента о его нарушенных правах по актам экспертизы; - предложение онкопациентам (родственникам умерших) подачи иска о восстановлении нарушенных прав и возмещении морального и материального вреда. Массовая экспертная деятельность в системе ОМС практически полностью искоренила такие ранее имевшие массовое распространение дефекты, как несоответствие дозы химиопрепарата индивидуальному расчёту по площади поверхности тела, необоснованное увеличение интервалов между курсами химиотерапии, отсутствие тромбопрофилактики и профилактики тошноты и рвоты, кардиотоксичности, анемии. После понуждения экспертизой со стороны СМО шире стали применять молекулярно-генетические исследования и установку порт-систем при длительной и агрессивной химиотерапии. Риск-ориентированная модель защиты права пациента на не причинение вреда его жизни и здоровью при оказании ему медпомощи требует от эксперта проверки исполнения требований Практических рекомендаций Росздравнадзора по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (версия 2), в частности, экспертом СМО контролируется:
1) выполнение п. «5.9. В медицинской организации регламентирован и соблюдается процесс назначения лекарственных препаратов (ЛП)»: 5.9.1.1. Наличие алгоритмов (СОПов) назначений ЛП, включая правила "5 П": - Правильный ЛП; - Правильная доза; - Правильный путь введения, в том числе переход с парентеральных на пероральные ЛП; - Правильное время применения (введения); - Правильно идентифицированный пациент;
2) п. «5.10. Порядок заполнения листов врачебных назначений»: 5.10.1.1. Наличие алгоритмов (СОПов) по заполнению листов врачебных назначений; 3) п. «5.12. Контроль эффективности лекарственной терапии»: 5.12.1.3. Исполнение алгоритмов (СОПов) оценки эффективности лекарственной терапии.
В заключение необходимо отметить, что основными направлениями риск-ориентированных контрольных мер защиты прав онкопациентов в 2024 году будут:
1. Контроль сроков и полнообъемности мер диспансерного наблюдения.
2. Контроль назначения, этапности и полнообъемности онкореабилитации.
3. Контроль назначения молекулярно-генетических исследований за счет средств ОМС.
4. Контроль назначения ПЭТ-КТ, КТ, МРТ с целью ранней диагностики рецидивирования и прогрессирования – метастазирования.
5. Контроль за профилактикой и своевременной диагностикой иммуноопосредованных осложнений иммунотерапии.
6. Контроль эффективности применения химио- и таргетной терапии, иммунотерапии по специальным шкалам (критерии оценки ответа солидных опухолей на лечение: измерение очагов до начала и в период лечения - полный ответ, частичный ответ, стабилизация, прогрессирование и смена линии химиотерапии).
7. Контроль установки порт-системы при длительной и агрессивной химиотерапии.
8. Контроль назначения сопровождающей и поддерживающей терапии.
9. Контроль отказов в праве на направление в федеральные медицинские организации.
10. Совершенствование системы ОМС при отказе пациенту в выдаче направления в НМИЦ: 1) проведение экспертизы по факту отказа в выдаче направления; 2) предъявление предписания медорганизации, нарушившей право пациента на направление в НМИЦ; 3) выдача СМО пациенту направления в НМИЦ со ссылкой на акт экспертизы качества медпомощи, как реализация обязанности страховой медицинской организации по организации предоставления медицинской помощи.
11. Привлечение Роздравнадзора в качестве 3 лица в судебных спорах с медорагнизациями и фондами ОМС.