Выбор медицинской организации и врача
Законом №323-ФЗ закреплено, что гражданин выбирает медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем 1 раз в год. При перемене места жительства гражданина или места пребывания, прикрепление к поликлинике по ОМС допускается чаще 1 раза в год.
Порядок выбора гражданином медицинской организации утвержден приказом Минздрава России от 14.04.2025 N 216н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи".

Вы вправе выбрать медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу. Для этого необходимо обратиться в медицинскую организацию с заявлением, которое можно подать письменно путем личного обращения (или через представителя) или в форме электронного документа через портал Госуслуги (в случае подачи заявления в форме электронного документа посредством Госуслуг указанное заявление подписывается простой электронной подписью).
После получения заявления медицинская организация рассматривает его в течение 2 рабочих дней и при принятии гражданина на обслуживание направляет информацию в территориальный фонд ОМС, который в свою очередь уведомит медицинскую организацию, в которой гражданин находился на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, о снятии гражданина с медицинского обслуживания. Далее фонд передает данные о хронических заболеваниях новой поликлинике, чтобы та поставила пациента на диспансерный учет.
Обратите внимание:
Прикрепляясь к новой поликлинике, вы автоматически открепляетесь от поликлиники, в которой вы наблюдались ранее. Прикрепить полис ОМС и обслуживаться в двух разных медицинских организациях одновременно нельзя.
наименование и фактический адрес поликлиники (медицинской организации), принявшей заявление;
ФИО руководителя медицинской организации, принявшей заявление;
информация о гражданине (ФИО, пол, дата и место рождения, гражданство)номер полиса ОМС, наименование страховой медицинской организации, выдавшей полис ОМС;
номер СНИЛС;
реквизит документа, удостоверяющего личность;
номер полиса ОМС;
адрес для оказания медицинской помощи на дому при вызове медицинского работника;
контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты).
При подаче заявления для прикрепления полиса ОМС к поликлинике, гражданину РФ понадобится предъявить оригиналы паспорта и полиса. В зависимости от статуса заявителя, могут понадобиться и другие документы, например, лицам без гражданства – вид на жительство, беженцам – удостоверение, и т.п. Полный перечень документов содержится в приказе Минздрава России от 14.04.2025 N 216н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи".
гражданин, достигший совершеннолетия, либо приобретший дееспособность в полном объеме до достижения совершеннолетия;
родители или другие законные представители ребенка до достижения им совершеннолетия либо до приобретения им дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия;
Если вам отказали в прикреплении к медицинской организации, следует обращаться:
в свою страховую компанию, выдавшую вам полис ОМС;
в Территориальный Фонд ОМС;
в суд.
Если вам отказали в прикреплении к медицинской организации, отказ должен сопровождаться письменным решением об отказе с указанием причин отказа. При желании, данное решение можно обжаловать. Чтобы узнать больше, свяжитесь со своим страховым представителем по телефону Контакт-центра «Капитал МС» 8 800 100 81 02 (Круглосуточно. Звонок бесплатный по РФ)
После выбора медицинской организации застрахованный гражданин может выбрать и конкретного врача, у которого хочет проходить лечение, однако осуществить выбор врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера можно не чаще, чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации).
Как это сделать?
Пациент должен подать письменное заявление о замене врача на имя главного врача или руководителя медицинского учреждения. В письме нужно указать причину смены специалиста.
Главный врач должен проинформировать пациента о том, какие специалисты работают в организации, и предоставить возможность выбора специалиста из числа имеющихся.
Если пациент хочет сменить нынешнего лечащего врача на другого конкретного специалиста, и выбрал этого специалиста самостоятельно, то он обязан получить согласие этого врача (ст. 70 Закона № 323-ФЗ). По закону, новый врач может отказаться обслуживать пациента, если этот отказ не сопряжен с угрозой жизни пациента, в связи с большой загруженностью, отдаленностью проживания пациента и другим причинам. В этом случае главный врач должен помочь пациенту реализовать его право на смену специалиста и помочь подобрать врача из числа других сотрудников поликлиники.