НУЖНО ЛИ ДАЛЬШЕ РЕФОРМИРОВАТЬ СИСТЕМУ ОМС – Новости компании Капитал МС 4 июля 2019
eye

Версия для слабовидящих

phone

8 800 100 81 02 (Круглосуточно)

Получить помощь

Оставить благодар ность

Закрыть

04 июля 2019

НУЖНО ЛИ ДАЛЬШЕ РЕФОРМИРОВАТЬ СИСТЕМУ ОМС

Директор Института социальных наук Сеченовского университета Андрей Решетников возражает сторонникам объединения ПФР, ФСС и ФОМС в единый фонд.

Основной посыл опубликованной в «Ведомостях» статьи «Как реформировать систему социального страхования» Юрия Воронина, Евгения Гонтмахера и Александра Сафонова – действующие сегодня в стране государственные внебюджетные фонды – ПФР, ФСС и ФОМС – должны быть преобразованы в единый социальный страховой фонд с изменением формы собственности с государственной на общественную (публичную). При этом роль государства в обязательном социальном страховании, по мнению авторов, должна быть изменена путем вовлечения в управление внебюджетными фондами представителей работодателей, профсоюзов и правительства.


Мне, как человеку, который стоял у истоков становления системы обязательного медицинского страхования (ОМС) в стране в далекие уже 90-е гг., абсолютно очевидно, что это неминуемо приведет к втягиванию населения в процесс соплатежей и нарушению принципов социальной справедливости (богатые платят за бедных) и солидарной ответственности (здоровые платят за больных, молодые – за пожилых). С учетом большой социальной значимости и обозначенного в Конституции права граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных медучреждениях система здравоохранения может стабильно работать только при участии государства. Это обеспечивает социальную справедливость и равную доступность для получения медпомощи независимо от возраста, пола, доходов и состояния здоровья граждан. Именно для этого, когда в других сферах национальной экономики стремительно начали развиваться рыночные механизмы, с 1993 г. был создан социально-экономический механизм в сфере охраны здоровья населения – ОМС – как часть системы государственного социального страхования.


В системе ОМС сформированы собственные, зависящие не только от возможностей госбюджета механизмы финансовой устойчивости – главным образом за счет формирования резервов на территориальном и федеральном уровнях, обособленно от других ветвей соцстрахования. Способность системы ОМС противостоять жестким колебаниям рынка и кризисам медицинская отрасль оценила в дефолтном 1998 году, когда банкротились предприятия, закрывались банки и только резервы фондов ОМС и страховых медицинских организаций дали возможность выплачивать зарплату медработникам и обеспечить выполнение необходимых объемов медпомощи всем нуждающимся. Можно ли было этого достичь, если бы, например, средства ОМС были не в федеральной, а в публичной собственности и ими распоряжалось не государство, а общественный набсовет? На мой взгляд, история современной России уже дала нам ответ на этот вопрос.


Надо отметить, что функции трех существующих российских государственных внебюджетных фондов имеют принципиальные различия и не дублируются. В основе деятельности ПФР и ФСС лежит выполнение публично-правовых обязательств. Страховое обеспечение доводится адресно, путем предоставления непосредственно застрахованным лицам пенсий, пособий, выплат, путевок и проч. Федеральный фонд ОМС реализует один вид страхования – ОМС, в котором установлен единственный вид страхового обеспечения – оплата медпомощи. Солидарный принцип и равные условия ее получения обеспечивают реализацию конституционной нормы о равной доступности граждан к медпомощи.


Бюджеты государственных внебюджетных фондов в 2018 г. были дефицитными. Объединение дефицитных ветвей соцстрахования в едином бюджете никогда не смогло бы сформировать профицит в системе, а, напротив, привело бы к увеличению дефицита консолидированного бюджета, не обеспеченного источниками финансирования и, как следствие, к увеличению расходов федерального бюджета. Сейчас на медпомощь по базовой программе ОМС приходится уже более 90% всего объема госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи. Фонд ОМС участвует в реализации госполитики в сфере здравоохранения, и его деятельность направлена на повышение доступности и качества медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, совершенствование тарифной политики и способов оплаты медпомощи. Решение же консолидировать государственные внебюджетные фонды, на мой взгляд, приведет к утрате гарантированного и обособленного источника финансирования и нарушению целостности системы здравоохранения и, как следствие, к нарушению прав граждан на бесплатную медпомощь.


Многие сторонники идеи создания единого социального страхового фонда ратуют за предоставление возможности населению осуществлять соплатежи в этот объединенный фонд, тем самым, по моему мнению, еще раз подчеркивая мифическую суть этой организационной инновации и наличие дефицита средств. На мой взгляд, это создаст предпосылки ликвидации равенства госгарантий в социальной сфере и страхового обеспечения. А задачу по привлечению соплатежей населения позволяет решить действующая сегодня система добровольного медицинского страхования.


Еще более непродуманным шагом с целью погашения дефицита средств и повышения устойчивости системы соцстрахования в условиях рыночной экономики, я полагаю, будет предоставление права перераспределения самим застрахованным личного страхового взноса для увеличения уровня гарантий по одному или нескольким видам обязательного соцстрахования и одновременного сокращения по другим видам страхового возмещения. К чему это обязательно приведет? Если сегодня застрахованный решил, исходя из этой «прогрессивной» идеи, весь свой взнос направить на получение пенсии, завтра в случае болезни у так называемого единого социального фонда не окажется средств на оплату медпомощи.


На мой взгляд, абсолютно необоснованно и предложение некоторых экспертов создать систему общефедерального персонифицированного учета или индивидуальных счетов. В современных сложных условиях их реализация приведет к резкому снижению доступности медпомощи, а высокотехнологичную медицину сделает просто недоступной для абсолютного большинства застрахованных.


Я убежден, что за прошедшие годы сложившаяся система ОМС продемонстрировала свою эффективность и состоятельность. Еще в 2012 г. дефицит средств в территориальных программах ОМС составлял 27 млрд руб., а превышение утвержденной стоимости над возможностями финансирования наблюдалось в 52 регионах. Сегодня обеспечена централизация финансовых средств в федеральном фонде ОМС, что позволило ликвидировать дефицит, значительно повысить устойчивость отрасли и устранить финансовый дисбаланс между регионами на основе финансирования медпомощи по единому подушевому нормативу и единой тарифной политики. Ведется единый персонифицированный учет застрахованных лиц и оказанной медпомощи, реестры медицинских и страховых медицинских организаций, реестры экспертов качества медпомощи. В ОМС осуществляется независимый контроль со стороны страховых компаний за качеством, доступностью и своевременностью медпомощи, застрахованные могут в режиме online получать консультации, защищать свои права на всех этапах получения медпомощи – вплоть до судебного разбирательства. Страхование предоставило гражданам реальные возможности выбора поликлиник и стационаров, обеспечило право получать медпомощь на всей территории страны, значительно сократило межрегиональные различия в размерах госфинансирования здравоохранения и др. Но главное, что сделано, на мой взгляд, – система ОМС переориентирована на пациента, внедрено важнейшее положение о том, что центр всей системы – сам пациент, а критерий эффективности ОМС и самого здравоохранения – качество оказанной конкретному человеку медпомощи.


Автор — Директор Института социальных наук Сеченовского университета.


Источник: Ведомости

(https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/07/03/805680-nuzhno-reformirovat#galleries%2F140737489037552%2Fnormal%2F1 )



Последние публикации в новостях

Интерактивный сервис
Выберите мессенджер и
напишите "омс"
Сервис работает бесплатно